Даргомыжский Александр Сергеевич
О концерте
Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав Чернушенко
Замысел оперы на сюжет неоконченной драмы Пушкина «Русалка» возник у Александра Сергеевича Даргомыжского в конце 1840-х годов. К 1848 году относятся первые музыкальные наброски. Весной 1855 года опера была закончена. Даргомыжский очень бережно отнесся к пушкинскому тексту, оставив большую его часть неприкосновенной. Композитором была дописана заключительная сцена гибели Князя.
Премьера оперы состоялась 4 (16) мая 1856 года на сцене Мариинского театра. Поставлена «Русалка» была небрежно, с большими купюрами, в сборных декорациях, а костюмы и бутафория были взяты из другого спектакля. После 11 представлений, в 1857 году опера была снята с репертуара. Отношение к «Русалке» было двойственным, но передовая музыкальная критика в лице Александра Серова и Цезаря Кюи с восторгом отнеслась к произведению.
«Как же не приветствовать радостно большой четырехактной оперы, написанной на бесподобный поэтический текст Пушкина, написанной в самостоятельном характере русской оперной школы, то есть, такой, которой основание положено в двух операх М.И. Глинки!», – писал выдающийся русский композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов. «...Сюжет "Русалки", по моему мнению, еще счастливее для оперы, нежели сюжет «Руслана и Людмилы». Там – волшебная сказка, которую довольно трудно уложить в рамки сценической пьесы. Здесь – глубокая сердечная драма между четырьмя лицами с дивным вмешательством мира фантастического... Если мы захотим сравнить "Русалку" с теми большими операми, которые в последнее время впервые появились на петербургской оперной сцене, то сравнение уже будет чересчур невыгодно для тех опер. "Русалка", поставленная наряду с ними, будет настолько отличаться, как отличается мастерское произведение художника перед слабыми попытками учеников».
Подлинное признание пришло к «Русалке» лишь после ее возобновления в Мариинском театре в 1865 году. В XIX и XX вв. опера успешно ставилась не только в нашей стране, но и за рубежом: в Лондоне, Берлине, Париже, Праге, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Копенгагене, Хельсинки, Монте-Карло и др. Замечательными исполнителями партии Мельника в разное время были Осип Петров и Федор Шаляпин, а партии Князя – Леонид Собинов и Иван Козловский.
До 1990-х годов «Русалка» шла во многих театрах Советского Союза, но позднее «выпала» из репертуара. К сожалению, эта одна из лучших русских опер сегодня исполняется лишь в трёх-четырёх городах России.
Адрес площадки: станция метро Адмиралтейская, г.Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
- Адмиралтейская
- Гостиный двор
- Невский проспект
Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга
Государственную академическую Капеллу Санкт- Петербурга можно назвать музыкальным «лицом» России. История главной певческо-музыкальной мастерской страны началась с основания в 1479 году хора государевых певчих дьяков. Именно здесь в 1882 году был «рожден» первый симфонический оркестр России. В своё время в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга оттачивали мастерство лучших голосов хора России Глинка и Балакирев, Римский-Корсаков и Бортнянский.
Сегодня искусство певческой Капеллы продолжает восхищать и удивлять слушателей, приобретающих билеты в Государственную академическую Капеллу Санкт-Петербурга. Воспитанники Капеллы собирают полные залы по всему миру и восторженные рецензии музыковедов разных стран.
Афиша Капеллы радует ценителей вокального мастерства хоровыми выступлениями певческой капеллы, концертами возрожденного симфонического оркестра, концертами органной музыки, международными фестивалями Академии православной музыки, Международным конкурсом меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери и другими ярчайшими событиями музыкальной культуры мирового уровня.